Случай из практики психоонколога.
Он иллюстрирует важнейший психологической этап развития рака – возникновение доминанты самоуничтожения. Этот механизм описан в части V книги “Канцерогенный ум“: “Инициализация: утрата воли к жизни и и неосознанное самоубийство”.
Напомню, что в случае онкологического заболевания часто происходит замещение доминанты жизненной цели, сформированной вокруг сверхценного объекта или субъекта, на онкодоминанту – разновидность доминанты самоуничтожения. В книге приводится иллюстрация этого явления словами женщины, у которой рак развился после ухода детей: «У меня образовалось пустое место, и его заполнил рак».
На днях у меня был пациент, история которого еще лучше иллюстрирует данный механизм. Сергей (имя изменено), молодой мужчина 34 лет, обратился ко мне с жалобами на депрессию и горестные переживания, сохраняющиеся на протяжении двух лет после смерти матери от рака шейки матки. Оказалось, что после развода с мужем в возрасте Сергея 13 лет, мать не смогла позволить ему сформировать независимую личность и жизнь. Отсутствие естественной сепарации привело тому, что до 26 лет Сергей проживал с матерью, а его попытки отделиться не удавались из-за навязываемого чувства вины. Нормальных отношений с девушками наладить не удавалось.
В итоге, в 2011 г., со скандалом, Сергей все же настоял на самостоятельном проживании. В ходе разговора, мать заявила: “Тогда мне незачем больше жить”. В 2013 г. у нее обнаружили опухоль. Несмотря на проведенное лечение, в 2014 г. возник рецидив, и в начале 2015 г. она умерла, сказав сыну перед смертью “Жизнь без тебя мне не нужна”. В результате у Сергея развилось огромное чувство вины, замыкание в себе, астения, депрессия, с которыми нам предстоит работать.
Не правда ли, символично, что орган локализации рака в этом случае – матка, давшая жизнь ребенку, из-за которого эта женщина впоследствии отказалась от своей жизни?
Др. Владислав Матреницкий
p.s. Комментарий коллеги Viktoria Borgoedova в FB-группе “Психотерапия шоковой травмы”:
“У меня была клиентка, у которой возник рак сердца после трагической смерти обожаемого супруга. Тогда это было тоже очень символично (заполнение раком образовавшейся пустоты в сердце).”