Основными показателями эффективности лечения в онкологии считается срок последующей жизни пациента и качество его жизни. Минимальным положительным эффектом от лечения полагают пятилетнее выживание. Поскольку наш центр только начал свою работу весной 2017 г., мы пока не можем предоставить вам подобной статистики. Однако среди прошедших нашу программу пациентов пока не было ни одного рецидива, и все они сохранили свою жизнь.
А вот какие результаты получены нашими зарубежными коллегами, опыт которых использован в разработке нашей программы “Антирак”:
В 70-е годы американский онколог Карл Саймонтон и его жена, психолог Стефанией Мэтьюз-Саймонтон, впервые применили методики психотерапии и направляемой визуализации в работе с терминальными раковыми пациентами, чей прогнозируемый срок жизни был около одного года. Их задача была не просто психологически поддержать больных, а проверить возможность целенаправленного воздействия психики на заболевание. Результат по тем временам был невероятным: из 159 пациентов 19 % полностью избавились от болезни, у 22 % рак уменьшил свое развитие, а остальные пациенты в среднем удвоили предполагаемое время их жизни (C. and S. Simonton, 1978).
Не поверив данным Саймонтонов, профессор психиатрии Стэнфордского университета Дэвид Шпигель (Spiegel D. et al) в 1989 г. организовал годичную программу в форме еженедельных сеансов для женщин с раком груди продвинутых стадий, в которой на фоне стандартной медицинской терапии применялись групповая психотерапия, гипноз и упражнения по релаксации. Женщины из контрольной группы получали только обычную медицинскую терапию. К своему удивлению, доктор Шпигель обнаружил, что женщины в группах поддержки прожили в среднем на 18 месяцев больше .
Психиатр Ф. И. Фози (F.I. Fawzy) в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса в 1990 г. наблюдал шестьдесят восемь больных, перенесших операцию по поводу злокачественной меланомы. Половина этой группы участвовала в шестинедельной групповой терапии, включавшей психотерапию, групповую поддержку, объяснение механизмов меланомы, и обучение техникам совладания со стрессом (релаксация и др.). По окончании программы у этих пациентов обнаружился не только меньший стресс, но и более высокий уровень иммуннитета по сравнению с теми, кто не посещал группу. Через шесть лет в группе, прошедшей дополнительную программу, умерло только 3 человека из 34, тогда как в контрольной – 10 из 34.
Известный немецкий психолог Г.Ю. Айзенк (H.J. Eysenck), исследуя возможности применения поведенческих психотерапевтических методов в терапии тяжелых онкологических больных, добился увеличения средней продолжительности их жизни примерно на 70%. В другом его исследовании, по результатам психологического обследования выбирались здоровые люди, предрасположенные к заболеванию раком легкого. Половина из них получала групповую психотерапию, другая половина – нет (контрольная группа). Обе группы наблюдались на протяжении 13 лет. По истечении этого срока в контрольной группе раком легкого заболел 21 человек, из которых умерло 16 человек, а в экспериментальной, получавшей психотерапию, заболело 13 человек, но ни один не умер. Вместе с тем из-за других причин в контрольной группе 13 умерло человек, а в экспериментальной только 5.
Применение активационной терапии, разработанной в Ростовском НИИ онкологии, позволяло намного улучшить результаты традиционной онкотерапии. Повышалось самочувствие и качество жизни онкобольных, их психоэмоциональное состояние становилось спокойным, устойчивым и сбалансированным, улучшалось настроение, уменьшались или исчезали жалобы. В результате их жизнь и работоспособность существенно продлевалась по сравнению с официальным медицинским прогнозом (вместо недель – месяцы или годы, вместо единичных месяцев — годы (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С., 1989).
В онкологическом центре университета штата Огайо (США) в течение 11 лет проводилось наблюдение за 227 женщинами, страдающими от рака груди с метастазами в лимфатические узлы 2 и 3 стадий. Все они получили обычную онкологическую терапию, по окончанию которой часть группы приняла участие в годичной программе по формированию нового образа жизни, сходной с описанными выше. Результаты показали, что показатель выживания у женщин в группе, охваченной программой, был на 56 % выше чем у тех, кто не участвовал в программе. В ходе дальнейших исследований, по данным руководителя проекта, профессора психологии Барбары Андерсен (Andersen B. et al, 2008), было установлено, что занятия в группе приводят к устойчивому улучшению иммунитета, в частности за счет увеличения уровня NK-клеток, убивающих опухолевые клетки.
В университете Сан-Франциско, под руководством профессора медицины Дина Орниш (Dean Ornish), в 2005 г. была разработана годовая программа физического и психического оздоровления для девяноста трех больных раком простаты в ранней стадии. Уникальность этого эксперимента заключалась в том, что на период этой программы пациенты отказались от классического онкологического лечения! В течение года они придерживались вегетарианской диеты, усиленной биодобавками (такими как антиоксиданты – витамины Е и С, а также селен и Омега-3, полиненасыщенные жирные кислоты), занимались физическими упражнениями, техниками управления стрессом (йога, дыхательные упражнения, визуализации и прогрессивное расслабление) и раз в неделю встречались с другими пациентами для общения в группе поддержки. По сути, программа вела к радикальному изменению стиля жизни пациентов, которые перед этим находились в состоянии хронического стресса.
Результаты этого исследования стали беспрецедентными для онкологии. Та часть группы – 41 человек – которые тщательно следовала программе, продемонстрировала улучшение здоровья, а содержание онкомаркеров в их крови снизилось. Способность крови этих пациенов подавлять рост типичных раковых клеток простаты была в семь раз более выраженной, чем кровь у людей, которые ничего не поменяли в своём образе жизни.
Но главным стало то, что потребности в традиционном лечении у этих пациентов так и не появилось! В своих дальнейших экспериментах доктор Орниш установил, что даже через 3 месяца после окончании программы у них сохранялось повышенная активность генов, защищающих от рака, и уменьшалась активность генов, способствующих росту опухолей. В целом, в результате программы, изменялась активность более чем 500 генов.
Таким образом, вы можете видеть, что программы психосоматической терапии не только улучшают здоровье, но и продлевают жизнь пациентов – и прежде всего, за счет минимизации вероятности рецидива болезни.
Другим важнейшим аспектом подобных программ является улучшение качества жизни пациентов. Согласно исследованиям, для многих больных после лечения характерно следующее: ощущение своей неспособности влиять на течение болезни в целом, затруднения в нахождении в ней смысла, реагирование на стрессы с пассивностью и стоическим принятием, склонность к беспомощности, безнадежности, подавлению или невыражению негативных эмоций, пребывание в подавленном, мрачно-раздражительном настроении, враждебность, ощущение себя более изолированным от окружающих, низкая оценка своих коммуникативных способностей и слабая уверенность в себе.
Такое психологическое состояние отравляет жизнь человека, не позволяет ему вернуться к полноценной деятельности, лишает радости бытия и провоцирует хронический стресс, усиливающий вероятность рецидива. Наша задача – устранить это состояние.
В отзывах вы можете прочитать, что произошло с нашими пациентами, прошедшими программу “Антирак”.